Адаптация к школе это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детские сады, где день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками , а дневной сон восстанавливал силы. В школе всё иначе: новые требования, режим, необходимость всё успевать. Ведущей становится учебная деятельность.
Принято считать, что адаптация первоклассника длится от 2 недель до полугода. Адаптация длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:
• Личностных особенностей ребёнка (характер, темперамент)
• Степени готовности к школе
• Социализация ребёнка (посещал ли детский сад)
Адаптация включает в себя 2 основных уровня готовности: физический и психологический.
Физическая готовность – общее физическое развитие ребёнка 6-7 лет в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относится рост, вес, зрения, слуха, общее состояние здоровья.
Психологическая готовность
• развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи) в соответствии с возрастной нормой;
• развитие коммуникативной сферы (навыки общения со взрослыми, детьми);
• саморегуляция и произвольность ( умение слушать, слышать и выполнять инструкцию);
• вести себя в соответствии с правилами и нормами поведения;
Уровни адаптации детей к школе.
Выделяют 3 уровня адаптации к школе.
Высокий уровень
• Обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;
• Учебный материал усваивает легко, успешно решает усложненные задачи;
• Внимательно слушает учителя;
• Выполняет поручения без внешнего контроля;
• Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе(всегда готовится ко всем урокам);
• Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
• Занимает в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень
• Ребёнок положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний;
• Понимает учебный материал, если учитель объясняет наглядно и подробно;
• Усваивает основное содержание программы, самостоятельно решает типовые задачи;
• Сосредоточен и внимателен при выполнении поручений, заданий, но при условии контроля со стороны взрослого;
• Сосредоточен, когда занят чем-то интересным;
• Готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда;
• Дружит с многими одноклассниками.
Низкий уровень
• Ребёнок отрицательно относится к школе;
• Нередко жалуется на здоровье, плохое настроение;
• Наблюдаются систематические нарушения дисциплины;
• Школьный материал усваивает фрагментарно;
• Самостоятельная работа затруднена;
• При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль;
• Для понимания нового и решения задач требует значительной помощи;
• Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания;
• В школе мало друзей.
Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников
• Будите ребёнка спокойно, он должен видеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
• Не торопите, рассчитывайте сами время необходимое на сборы.
• Не отправляйте ребёнка без завтрака.
• Пожелайте удачи, подбодрите.
• Встречайте ребёнка после школы спокойно, не задавая первым делом вопрос «что получил?». Если ребёнок что-то хочет рассказать, не откладывайте на потом.
• Если ребёнок огорчен, не допытывайтесь, успокоится, сам расскажет.
• После школы необходим отдых, можно поспать, для восстановления сил.
• Через 15 минут после выполнения задания необходим отдых 15-20 минут.
• Старайтесь выполнять задание не позже 19-20 часов вечера.
• В период адаптации не рекомендуются дополнительные нагрузки (новые кружки, секции, в большом количестве).
• Не заставляйте писать большое количество палочек и крючочков, если ребёнок устал или не хочет.
• Перед сном не вспоминайте неприятности в школе, не выясняйте отношений.
• Развивайте двигательную активность (больше гуляйте, играйте в подвижные игры).
• Научите ребёнка самостоятельно справляться с школьными трудностями.
• Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребёнка, в следующий раз он побоится вас огорчить.
• Учите ребёнка дружить, приглашайте в гости друзей, поддерживайте его дружбу.
• Всегда говорите ребёнку, что он справится, у него получится.
Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий